?

Log in

No account? Create an account

Олег Ракшин

Всё, что мы знаем о мире, есть кем-то рассказанная история


Previous Entry Share Next Entry

Раськень Озкс 2013

Раськень Озкс — древний эрзянский ритуал, «народное моление». Проводится он недалеко от старинного эрзянского села Чукалы на месте захоронения эрзянских, мокшанских, русских и татарских воинов из дружины Баюша Рагельдяева. Летом 1612 года, «собрав алатырских мурз, мордву и всяких служивых людей», Баюш выступил против отрядов крымских и ногайских татар под командованием мурзы Курмаметя, которые прорвались через сторожевые линии у реки Алатырь и двигались на Арзамас. «Баюш пришёл на Пьяну реку, на Чуколы, — сообщают источники, — и тут с ногайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе в осаде сидели, а на выласках многих ногайских людей побили и переранили, да и в Ардатовском лесу в воротах был бой с ногайскими людьми, и побили ногайских людей с пятьсот человек, да у них же, у ногайских людей, убили мурзу Курмаметя, и знамя взяли, и их прогнали к озёрам, и многие от того побою ногайские люди потопли, и отгромили у ногайских людей на то деле всяких людей семь тысяч...».
В 1629 году царским указом «Раскень Озкс» запретили на сотни лет. Но есть свидетельства, по которым этот ритуал был однажды проведен, несмотря на старательное желание стереть его из народной памяти. В 1891 году в Самарской губернии во время знаменитого голода этнографы зафиксировали проведение ритуала у огромной свечи весом в 650 килограммов...
После этого только в 1999 году древний ритуал возродили активисты эрзянской культуры. С тех пор он проводится раз в три года в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии. В этом году Раськень Озкс состоялся 13 июля. На молении присутствовала делегация из Самарской области. О том, как готовился и проходил этот праздник - небольшой фотоотчет.
На обрядовую поляну (по-эрзянски - "репеште") мы прибыли в  шесть часов утра. Главный ритуальный объект - обрядовая свеча штатол - был уже установлен.



В метрах тридцати от штатола местные умельцы вырезали из стволов деревьев фигуры предков.




За помостом на заднем плане - курган над братской могилой воинов из отряда Баюша.
За последние три года информационную плиту на священном мааре (кургане) вандалы успели основательно изуродовать.
Председатель правления фонда спасения эрзянского языка Григорий Дмитриевич Мусалёв.

Инициативная группа водрузила над братской могилой эрзянский флаг.
На маре восстановили и обновили надписи на информационной табличке. Между прочим, знак маара - "тэшкс" - в нижней части плиты нарисовал Народный художник Республики Мордовии Анатолий Баргов.
Эрюш Вежай обновил надпись.
Основная работа идёт у ритуальной свечи.
Мастера замазывают  щели между восковыми "блинами", а затем оплавляют их, превращая поверхность штатола в единое целое.

Следующий этап. Деревянными инструментами на штатол наносятся тэшксы - знаки. Сейчас мало кто знает о том, что у мокшан и эрзян была довольно развитая письменность.


Руководитель самарской исследовательской группы "Авеста" Игорь Павлович выдавливает тэшксы на среднем уровне штатола.


Надпись на ритуальной свече мастер вырезал ножом лично.







Заключительный этап. Конструкция из лавок позволила установить на верху еще один штатол, увеличив высоту ритуальной свечи до трёх метров.
Один из руководителей администрации Чукалов - Пётр, отвез нас в село за продуктами, накормил дома великолепными блинами, сметаной , земляникой, малиной, молоком (покш сюкпря, Пётр) и показал местные достопримечательности.

Всё, что осталось от дома Героя Советского Союза
Петра Васильевича Еделева.
Деревянную церковь перенесли в Чукалы из другого села.


Бывшая барская усадьба в селе Чукалы. Местные жители, по-секрету сообщили о том, что Чукалы - малая родина тёщи губернатора Самарской области.


Вечером любовались нереальным закатом.






Рано утром 13 июля из ближайших сёл прибыли десятки жителей готовить ритуальный обед.

В семнадцати огромных котлах варили похлёбку из говядины, капусты и картошки.









На поляне недалеко от свечи готовилась для дегустации национальная пища.



Торговцы раскладывали на прилавках разнообразные сувениры.











На праздник приехала представители региональной общественной организации "Марий ушем" ("Союз мари").




Перед началом ритуала граждане активно фотографируются у свечи. Людмила Круглова (Челябинск) и Андрей Волгин (Казань).



Предваряет ритуал выбор Инязора (инязор - великий хозяин) всех эрзян.


Мне выпала большая честь - участвовать в совете по выбору Инязора. Организаторы моляна вообще были к нам более чем благосклонны. Например, только нашей съёмочной группе разрешили снимать все нюансы ритуала, находясь рядом со штатолом. При этом, съёмочную группу "второго канала" вывели за пределы маара.

После тайного голосования Инязором был выбран Кшуманцянь Пиргуж - Григорий Дмитриевич Мусалёв.








И вот над полем прозвучала торама - труба - символ надежды у мокшан и эрзян. На маар поднялся Инязор в сопровождении помощников.  Перед многочисленными гостями Инязор прочитал молитву к Верховному Богу эрзян Инешкипазу (дословно - Великий Бог Времени). После этого ведущий ритуала зажег штатол (все этапы ритуала покажем в документальном фильме о Раськень Озкс).
Вокруг маара плугом прочертили борозду (ритуал обновления маара), следом за пахарем гости кидали к подножью кургана землю, привезенную с малой Родины.





На огромном пространстве сотни людей образовали хоровод в виде змейки.






Постепенно хоровод сошелся в одной точке. Ритуал закончился, начался праздник.


















Заместитель председателя «Марий ушем» Лайд Шемйэр в книге, посвященной истории марийского народа, оставил дарственную надпись.







Минут через 20 после начала ритуала, небо заволокло тучами. Так происходит всегда, когда на общественном молении у штатола произносят определенные молитвенные формулы.










Фото с великим российским филологом Александром Марковичем Шароновым.


Священик Вадим Захаркин с удовольствием позирует перед объективом. Весьма непростой дядька.
- Как православная церковь относится к подобным праздникам?
- Нормально. Ничего страшного в них нет.
- Странно это слышать от вас.
- Ничего странного. Вот тебе, сын мой, молитвослов, а от тебя я жду жертву во Имя Божье.













Часам к 12 дня народ потянулся к накрытым столам. Каждому желающему наливали похлебку с знатными кусками мяса.


Марийским коллегам было интересно у знать о том, что в Самарской области была зафиксирована легенда о Чумбылате - марийском национальном герое.

В 1891 году во время голода самарские эрзяне и мокшане провели ритуал у штатола весом в 650 кг. Вес штатола, установленного в этом году Чукалах - 700 кг. То есть, самарский штатол, вероятно, был около трёх метров. Зажигают общинный штатол от свечи, которая закреплена в деревянной чаше - яндове. Есть информация о том, что  в Самарской области в 20-е годы прошлого столетия проводили обряд вокруг штатола, но весом поменьше.
Будут ли проводить подобный обряд когда-нибудь у нас,  известно одному Инешкипазу. Хотя Раськень Озкс, на мой взгляд, мог бы быть одним из главных самарских туристических брендов.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
purgine July 19th, 2013
Сюкпря. Дай Вам Бог здоровья.

kraevedoff63 July 19th, 2013
Инескеть )))

  • 1