?

Log in

No account? Create an account

Олег Ракшин

Всё, что мы знаем о мире, есть кем-то рассказанная история


Previous Entry Share Flag Next Entry

Олёна Арзамасская

Иоганн Марций о событиях в далёкой Московии во время войны с Разиным.

«В дальнейшем основные действия русских войск развернулись в двух сражениях; одно произошло под местечком Мурашкино где очень отличились немцы: русским пришлось бы уйти с поля боя (они уже начали отходить), но немецкая конница подоспела к ним на помощь и, врезавшись в самую гущу мятежников, смешала их ряды и обратила в бегство. Число убитых было огромно, а всех, попавших в плен, перебили. Второе сражение произошло у местечка Лысково; здесь пали лучшие силы мятежников, и сражалось уже не столько войско, сколько беспорядочная толпа страшная только совершенным своим отчаянием. И действительно, резня была ужасающая, а тех, что попались живыми вруки победителей, ожидали в наказание за государственную измену жесточайшие муки: одни пригвождены были к кресту, другие посажены накол, многих подцеплял за ребра багор –так постыдно они погибли. Но никого не наказывали строже, чем казаков мордвинов, если не считать некоей женщины, которую сожгли за то, что монашеский чин, к которому раньше принадлежала, она сменила на военные одежды и дела. Тex, что сначала смогли бежать, а потом были схвачены, свирепо казнили прямо на месте, а бежавших в безлюдные места  заморили голодом».

Женщина, которую сожгли, вошла в историю под именем Олёна Арзмасская. Народная молва приписывала ей любовную связь со Степаном Разиным. Если "Олёна Арзамасская" прочитать в эрзянском варианте: Олёнь Эрзямастор, не будет никакой дамы по имени Олёна из Арзамаса. Дословно "Олёнь Эрзямастор" переводится как "Освободная земля эрзян". Тогда логична жестокость по отношению именно к мордовским казакам. Что мы знаем о реальных событиях  на территории Среднего Поволжья второй половины XVII  века?

Это так, небольшой комментарий к нашему фильму "Клад Степана Разина". 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
krumza January 11th, 2013
Не забываю. Я, кстати, в отличии от вас ничего не утверждаю. Я спрашиваю.
Спрашиваю довольно конкретно - есть ли какие новые источники об Алёне Арзамасской?
А в ответ слышу Паниковское: "А вы поезжайте в Киев и спросите"

Галина Щерба January 11th, 2013
Наконец-то после пространной дискуссии прозвучал конкретный вопрос :) не стоит далеко ездить, чтобы понять из исходного поста - есть версия, объясняющая, почему нет никаких новых источников об Алёне Арзамасской. Кстати, здесь никто ничего не утверждает. И даже пресловутый исходный пост, вызвавший такую живую реакцию, завершается довольно конкретным вопросом :)

krumza January 11th, 2013
А по-моему мой вопрос звучал уже несколько раз.
Видимо, я просто ошибся, увидев имена конкретных исторических персонажей Степана Разина и Алёны Арзамасской. Ну и отсылку к истории XVII века.
Если бы сразу было чётко и ясно сказано, что пост посвящён чисто фольклорной тематике, я бы и не лез в дискуссию.
Просто, темой этой сам занимался когда-то. Вот и привлекают работы на эту тему. Увы, чаще всего оказывается, что история является лишь приманкой, на которую ловят невежественных олухов.
Фильм "Искателей" на ту же тему недавно показанный. Халтура высочайшей пробы.
Обидно, если и наши будут брать пример с таких образцов

Галина Щерба January 11th, 2013
Сначала уточню - ваш вопрос конкретно прозвучал только недавно. До этого вы задавали исключительно наводящие вопросы, основываясь, видимо, на каких-то собственных выводах и знаниях. А каковы вопросы - таковы и ответы...
Москвичи со своими "Искателями" всегда халтурят. Производство таких программ поставлено на поток. Их цель, в конечном счете, - рейтинги и деньги. В Москве давно уже не заботятся об исторической достоверности. Видимо, еще со времен первых Рюриковичей )))
Впрочем, ничего ужасного в истории, как в приманке, я не вижу. Не все невежественные олухи удовлетворяются поданной информацией. Бывают и такие, кто, по совету Михаила Самуэлевича, отправляются в Киев к свидетелям его деятельности до революции :)
Пост не ограничивается чисто фольклорной тематикой. Перечитайте, пожалуйста, его еще раз. Не хочется брать на себя роль Кэпа :)
И, кстати, даже к фольклору, на мой взгляд, необходимо относиться с должным уважением. Лет через триста, допустим, трогательная и романтичная реальная история знакомства ваших родителей тоже станет фольклором. Фактом останется только запись в документах отдела ЗАГС.



Edited at 2013-01-11 10:56 am (UTC)

  • 1