?

Log in

No account? Create an account

Олег Ракшин

Всё, что мы знаем о мире, есть кем-то рассказанная история


Previous Entry Share Flag Next Entry

Олёна Арзамасская

Иоганн Марций о событиях в далёкой Московии во время войны с Разиным.

«В дальнейшем основные действия русских войск развернулись в двух сражениях; одно произошло под местечком Мурашкино где очень отличились немцы: русским пришлось бы уйти с поля боя (они уже начали отходить), но немецкая конница подоспела к ним на помощь и, врезавшись в самую гущу мятежников, смешала их ряды и обратила в бегство. Число убитых было огромно, а всех, попавших в плен, перебили. Второе сражение произошло у местечка Лысково; здесь пали лучшие силы мятежников, и сражалось уже не столько войско, сколько беспорядочная толпа страшная только совершенным своим отчаянием. И действительно, резня была ужасающая, а тех, что попались живыми вруки победителей, ожидали в наказание за государственную измену жесточайшие муки: одни пригвождены были к кресту, другие посажены накол, многих подцеплял за ребра багор –так постыдно они погибли. Но никого не наказывали строже, чем казаков мордвинов, если не считать некоей женщины, которую сожгли за то, что монашеский чин, к которому раньше принадлежала, она сменила на военные одежды и дела. Тex, что сначала смогли бежать, а потом были схвачены, свирепо казнили прямо на месте, а бежавших в безлюдные места  заморили голодом».

Женщина, которую сожгли, вошла в историю под именем Олёна Арзмасская. Народная молва приписывала ей любовную связь со Степаном Разиным. Если "Олёна Арзамасская" прочитать в эрзянском варианте: Олёнь Эрзямастор, не будет никакой дамы по имени Олёна из Арзамаса. Дословно "Олёнь Эрзямастор" переводится как "Освободная земля эрзян". Тогда логична жестокость по отношению именно к мордовским казакам. Что мы знаем о реальных событиях  на территории Среднего Поволжья второй половины XVII  века?

Это так, небольшой комментарий к нашему фильму "Клад Степана Разина". 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
krumza January 9th, 2013
А что есть про неё в Темниковском музее? Я в своё время, когда про эту тему писал, тоже искал сведения об этой самой Алёне. Как я понял, единственный исторический источник это отписка воеводы Долгорукова в которой он ссылается на допрос Алёны. И пара выписок из допросов пленных, в которых просто упоминалась женщина-атаман.

alexpsw January 9th, 2013
Директор краеведческого музея в г.Темникове Николай Николаевич Зараев очень интересный и знающий собеседник, настоящий фанат своего дела. Как помню, там целая экспозиция по Алене Темниковской (даже скульптура есть).
Если есть желание, позвоните ему на служебный 8-83445-2-14-48.
Кстати, посмотрев вышепредложенную ссылку, хочется отметить несколько тенденциозный характер подачи материала - чрезмерное превосходство эрзи. Считаю это вредным, ненужным и мешающим беспристрастному рассмотрению и оценке истории.

Edited at 2013-01-09 08:37 am (UTC)

krumza January 9th, 2013
Да, по ссылке чистой воды фольклор. Причём явно советских времён.
Кстати, с удивлением обнаружил там историю, которую мне присылали лет 6 назад, как историю про пугачёвский клад. Я тогда предположил ещё, что ребята уничтожили ценный неолитический памятник и тюрьма по ним просто навзрыд рыдает. После чего они пропали.
Что же касается самой Алёны, то никаких указаний в источниках на её национальность нет. Единственное, что известно, что она родилась и жила в Выездной слободе у Арзамаса. Слобода эта была основана, как казачья в середине XVI века. Приходской храм во имя Смоленской Божьей Матери. Так что весьма вероятно, что его население были выходцами с западных границ

kraevedoff63 January 9th, 2013
Про "чистый фольклор". К середине 19 века, большинство документов относящихся к разинскому восстанию хранилось в архиве Министерства Иностранных Дел в Москве. Впервые эти документы систематизировал и опубликовал историк Александр Николаевич Попов. Попов отмечал, что эти документы были в "списках".

krumza January 9th, 2013
И что? Там есть что-либо об Алёне Арзамасской, кроме отписки Долгорукова и пары допросов пленных7

логически очевидное, но недоступное историкам (почему-

alexpsw January 9th, 2013
Население там как было мордовским, так и осталось. Только его офиц.состояние/сословная принадлежность менялось в зависимости от политических событий.
Недавний пример (из беседы с одним из руководителей Тамбовского краеведческого музея).
Вопрос мой-Спрашиваю его про этногенез населения Тамбовской губернии (к коей большей частью и относилась нынешняя Мордовия).
Ответ его- Издревле на этой территории в основном проживали финно-угорские этносы(мокша, мещера, мурома). В 16 веке эта территория считается "казачьим краем". В 17 веке в Тамбовской губернии живут "русские крепостные крестьяне".
В.- значит в казачестве основа мордва, ставшая затем русскими крепостными после расказачивания за поддержку восстаний Болотникова и др.казачьих атаманов?
О. - [явное недоумение]: нет, это неверно, любой историк скажет.
В. - а что были какие-то массовые переселения населения и т.п.? есть зафиксированные массовые "завозы" людей другого этноса?
О. - нет, никаких переселений не было...[вижу начало осмысления]
В. - а где логика? То же население, никаких перемещений в постранстве. Фактичеки: мордва - затем перевод в казачье служивое сословие(т.к. граница с Диким полем и защита от крымских татар) - после массовой поддержки восстаний под рук.Болотникова и др. всеобщий перевод в крепостные (причем русские).
О. - ну так-то верно...а как же принятое историческое суждение?!

Вот так и многое в нашей истории. Нелогично построенные мифические теории, возведенные в ранг официоза и исключительности.

Re: логически очевидное, но недоступное историкам (поче

krumza January 9th, 2013
Но ведь существует и обратный процесс, работающий с точностью до наоборот.
Раз сейчас здесь живут русские, татары, мордва, чуваши - значит и в X, и в XIV веках они жили. нужно только найти где.
И так же забавно бывает выслушивать ответ на вопрос - куда делись буртасы? Или печенеги? Или половцы? От половцев хоть словарь остался XIV века...
Интересно, а сейчас в этом самом селе Выездная слобода кто живёт?

Re: логически очевидное, но недоступное историкам (поче

alexpsw January 9th, 2013
В этой свободе, наверняка, как жила мордва, так и живет.
Про буртасов. Да никуда они не девались. Просто изменилось самоназвание. Были скифы, ставшие сарматами, потом-савроматами, затем назвавшиеся буртасами, а теперь в недалеком историческом приближении - мордва.
Тут же интересный момент присутствует (до становления Российской государственности 15-16в.в.). По Великой Степи - периодически проходили волны кочевых народов. В лесах- этногенез народонаселения был относительно стабильным и маломеняющимся. А вот лесостепь от Алтая до Финского залива (в основном из финно-угорских этносов) - вбирала в себя генные "осколки" кочевых волн, постоянно вбирая в себя пассионарную составляющую, обновляя кровь и составив в результате основу Великой России.
Насчет печенегов и половцев (а также торков). Т.к. они жили в тесной взаимосвязи и симбиозе с княжествами Киевской Руси, то их гены логично составляют значимую часть у населения Малороссии, ныне Украины. Поэтому там много русых-голубоглазых(от половцев) и чернооких-скуластых (от печенегов,торков).
Ну, а в нашем краю поселения старше 16 века (после чего началась "сволочная" гос.политика - сволокли народ с разных внутренних губерний для заселения новых поселений на окраине) - исконные, как там жили -так и живут. А мы же, переполненные собственной значимостью и придуманными знаниями, не хоти видеть очевидного и сами себе создаем бестолковый фронт работ.

Re: логически очевидное, но недоступное историкам (поче

krumza January 10th, 2013
Можете назвать поселения в Самарской области, существовавшие в XV - первой половине XVI века?

Галина Щерба January 11th, 2013
А Вы уверены, что рассуждаете об одном и том же? В исходном посте выссказана версия о "трудностях перевода" и о том, что, возможно, и не было девочки-то. Какую Алёну вы пытаетесь найти в связи с этим?

krumza January 11th, 2013
Лично я - ту самую старицу, о которой писал Долгорукий, который вряд ли заморачивался трудностями перевода.

kraevedoff63 January 11th, 2013
"который вряд ли заморачивался трудностями перевода".

Типичный пример тн "научного факта". Все документы по "разинскому восстанию" впервые собрал и систематизировал в архиве министерства иностранных дел историк Попов в середине 19 века. Он отмечал, что дела находятся в копиях и подлинность написанного сверял с воспоминаниями иностранцев. А воспоминания иностранцев были напечатаны гораздо позже "восстания". События того времени - только версия, не более того.

krumza January 11th, 2013
Вообще-то я считал, что документы по Разинскому восстанию, хранящиеся в ЦГАДА были выявлены и изданы в 1954-1976 гг. в 4-х томах

kraevedoff63 January 11th, 2013
Что издано, то издано. Но первым документы разобрал и описал Попов в 1851 г.

  • 1