?

Log in

No account? Create an account

Олег Ракшин

Всё, что мы знаем о мире, есть кем-то рассказанная история


Previous Entry Share Next Entry

«О чём молчат камни»

Снимаем фильм. Рабочее название «О чём молчат камни». Сейчас трудно представить, что когда-то наши предки воспринимали любой камень как проявление Божественной силы. Ученые полагают, что поклонение камню было самым первым религиозным ритуалом. Отголоски этих ритуалов сохранились в мифах народов Поволжья, и нет ничего удивительного в том, что тема загадочных камней нашла отражение в пространстве самарских легенд. В будущем фильме мы, возможно впервые, расскажем о сакральных камнях на территории Самарского края и о легендах, связанных с ними.



Первый съёмочный день прошел в окрестностях старинной чувашской деревни Смолькино.  Местные называют её Асапус.

Смолькино - Асапус

У Смолькино осматриваем и ищем несколько объектов: «бабай тюале» (камень предков), «уйпете тюале» (камень обезьяна) и капище «белая лошадь».

Объект № 1.Капище «белой лошади».

«Лето. Жара. Небо плавится от зноя. Второй месяц на землю не падает ни капли дождя. К камню необычной формы на окраине колхоза подошли женщины. В руках вёдра с родниковой водой и чистые тряпицы. Задача, у женщин следующая: вымыть ключевой водой Камень. Странный ритуал проходит в полном молчании. Через несколько минут в небе над колхозным полем появляется маленькая тучка, потом ещё одна и ещё. Тучи сбираются вместе и, внезапно, изливают на землю тонны воды. Урожай спасён».

Вы думаете это сказка? Нет. К подобной процедуре в Смолькино прибегали на протяжении многих десятилетий. 



Капище «белая лошадь». Когда-то на этой поляне в определенном порядке покоились камни, выточенные в виде животных. Центральная фигура ритуального комплекса, «смаля» - камень похожий на лошадь. Одна из сторон камня была покрыта загадочными символами. Несколько лет назад, после телевизионного репортажа камни украли.

ScreenShot 25 - копия - копия

По этой дороге некие негодяи вывезли сакральные камни в неизвестном направлении.

ScreenShot 32

Часть камней не увезли, но разбили.

ScreenShot 39

Всё, что осталось от ритуальных камней. Исследователи утверждают, что под ритуальной поляной находится лёд. Так ли это? Не знаю. Но холод на капище просто дикий.

ScreenShot 41

 Объект № 2. На окраине Смолькино вкопан камень, который местные жители величаю «бабай тюале» (камень предков).

ScreenShot 34
ScreenShot 31

Если облить «бабай тюале» на поверхности проступаю солярные символы.

ScreenShot 38

Видимый след от промысла, благодаря которому деревня названа Смолькино. Здесь в промышленных масштабах добывалась живица. Из живицы путём сухой перегонки «курили» смолу. Заготовкой живицы занимались «подсечники» или «вздымщики». Схема работы, очень коротко, была такой. Ствол дерева зачищался (возраст дерева – не менее 70 лет), и на ошкуренную поверхность наносились насечки - «карры». В течение нескольких дней, живица стекала по насечкам в жестяные конусы. «Подсечник» проверял свой участок каждый день, проходя примерно 10-15 км.

ScreenShot 20

Там, внизу урочище «Гремячий». Но это относительно современное название. Чуваши продолжают называть данный район «кереметь».

ScreenShot 27

Режиссёр (Галина Щерба) даёт ценные указания.

ScreenShot 35

Один самых известных объектов Рачейкинской гряды: «инопланетянин».

ScreenShot 36

ScreenShot 30


От «инопланетянина» до «уйпете тюале» примерно 1,5 км. Без проводника найти «камень обезьян» нереально.

ScreenShot 28

Знаменитый «каменный лабиринт».

ScreenShot 33

Съёмочная группа. Слева на право: Роман Гончаренко, Денис Казенко, Галина Щерба.

Первый съёмочный день окончен. Впереди еще несколько объектов: "камень Аусина", "исчезающие камни" на древнем эрзянском репеште (молельная поляна), камни, которые, предположительно служили временной шкалой для древней обсерватории.





  • 1

Очень интересно

wedun26 October 24th, 2012
А подробности где-нибудь узнать можно?
Надеюсь, для книги пригодится

Re: Очень интересно

kraevedoff63 October 24th, 2012
Какие подробности? О фильме или о камнях? Что знаю, отпишу в личку.

Re: Очень интересно

wedun26 October 24th, 2012
О камнях! А есть что-то известно -- то и об обрядах.
Спасибо

Re: Очень интересно

wedun26 October 24th, 2012
и да. Особенно интересна обсерватория. Как-то не очень понятно, каким образом использовался инструмент. А по возрасту, если я правильно понял -- это очень сильно дохристианское время.
Выходит, была инфраструктура, специально обученные люди, какие-то цели исследования?
Можно замутить интересный сюжет...

Re: Очень интересно

kraevedoff63 October 24th, 2012
Фото в субботу выложу. Как работало? Можно гадать. Возможно так. На возвышенности рукотворная круглая насыпь. На равном промежутке расставлены камни. Это шкала. В центре сидел некто умеющий читать и писать. Этот некто должен находится в круге многие годы, чтобы фиксировать заход и восход солнца. Но это сейчас мы знаем как делать обсерваторию, а как древние до этого дошли? Зачем вообще нужно было исследовать солнечный цикл? Это необходимо только на государственном уровне. И, главное, как например вычислили равноденствие без часов? Не понятно...

Re: Очень интересно

wedun26 October 24th, 2012
Ну да, много непоняток.
Если о технологии измерения угла и высоты еще можно догадаться, то цели исследований отсутствуют даже в самых буйных фантазиях.
Затратно -- нужно построить и содержать, кормить специалистов. Смысл?
Сельское хозяйство ориентируется с пахотой/посевами по природным приметам, путешественники по путевым спискам (на реках за звездами следить и нафиг не надо)
Тогда зачем?

Re: Очень интересно

kraevedoff63 October 24th, 2012
Суточный и лунный цикл легко наблюдаются. Хотя и тут не ясно, что например, является точкой отсчета в лунном цикле? А вот солнечный цикл это да. Когда пишут, что крестьяне отмечали день равноденствия или солнцестояния, возникает вопросы: крестьянам-то они зачем? И как все это вычислялось? Кто вообще показал КАК строить обсерватории?

Re: Очень интересно

kraevedoff63 October 24th, 2012
Тогда зачем?

- Как вариант. С развитием банковского бизнеса потребовалось изучение больших промежутков времени. В банковской среде с ресурсами всё ок )))) И главное есть цель.

Re: Очень интересно

Андрей Ярусов October 20th, 2018
здравствуйте , что вам известно еще о капище и камнях села смолькино?

Re: Очень интересно

kraevedoff63 October 20th, 2018
Здравствуйте. А что вас конкретно интересует?

krumza October 24th, 2012
Как быстро рождаются легенды. Лет 15 назад ездил я на это "урочище белой лошади". Водила меня туда сама колдунья или жрица, уж называйте, как хотите, по имени Меланья. Годков за 80. Еле ходила. Провела обряд вызывания дождя.
Камень не производил впечатления рукотворного и никаких загадочных знаков на нём не было. Тем не менее, он реально был объектом поклонения и обряды там проводились не только на показ. Я потом, тайком приезжал несколько раз один и видел у камня, принесённые гостинцы - яблоки, конфеты, печенье.
Про так называемый "бабай-камень" тогда вообще никто ничего не рассказывал. Он, кстати, вообще валялся в траве. Его лет через пять студенты заезжие подняли и вкопали. Это типичное чувашское надгробие XVIII века. Просто надписи стёрлись. Такие надгробия имеются в Ульяновской области, в куда лучшей сохранности. Там и имена читаются и даты.


kraevedoff63 October 24th, 2012
"Его лет через пять студенты заезжие подняли и вкопали".

- Пылявский с Ратником поднимали. Фото видил. Видишь, информация о восстановлении бабай-тюале так же превратилась в легенду)))

На "белой лошади" знаки нанесены в "клетки". Фото есть. Выбиты уздечка и седло.

krumza October 24th, 2012
Я всё-таки больше верю своим глазам, чем фото. Видел этот камень не раз, очень внимательно его осматривал на предмет чего-нибудь этакого.
Камень причудливый, нафантазировать при желании можно было до фига всего. Но в тамошних окрестностях такого добра навалом.

история в малом

SarmatRossiyskiy November 1st, 2012
Интересные подробности могли бы составить целостную картину прошлого Верхнего Поволжья. Олег , из твоих постов следует, что история края плохо изучена современной археологией. Я , если правильно понимаю, вижу твою цель
в этом интересном деле - найти некогда упущенные нити истории края. По-хорошему , ведь история России мало изучена в археологическом аспекте. А подвижничество в этом деле довольно слабое явление , насколько мне известно. Может я ошибаюсь. А вообще-то , Олег, что тебя побуждает к такой деятельности ? Ты - историк по образованию ?

Re: история в малом

kraevedoff63 November 1st, 2012
Нет, я не историк. Культуролог. Полагаю, что реальное прошлое России восстановить невозможно. Это всегда буден некая версия, но не истина.(((

Re: история в малом

SarmatRossiyskiy November 2nd, 2012
Спасибо ,Олег. Это у тебя прямая связь с твоей коммерческой турдеятельностью ? Олег, ты заметил моё поздравление тебя с днём рождения ?

Re: история в малом

SarmatRossiyskiy November 2nd, 2012
О истине , конечно и речи нет, но хотя бы некую достоверность, в неоспоримых предположениях, основанных на археологических изысканиях и анализах материала. А-то как начнёшь углубляться в какую-нибудь тему, так и всплывает чехарда "фактов" и предположений, исключающих уже давно установившуюся картину истории.

Re: история в малом

kraevedoff63 November 2nd, 2012
Привет. да, только, что прочитал. Спасибо огромное!!!!

На данный момент, это моя работа)))

  • 1