?

Log in

No account? Create an account

Олег Ракшин

Всё, что мы знаем о мире, есть кем-то рассказанная история


Previous Entry Share Next Entry

Исконная Финно- угорская Россия.

Оригинал взят у mysliwiec в Исконная Финно- угорская Россия.
Эрзянский коллапс

Александр Гаврош

В этом году впервые в Украине отмечали День эрзянского языка. Если об этом кому-то рассказывать, в ответ всегда переспрашивают: «Какого- какого языка?" Факт печальный, я и сам про эрзян узнал недавно. К сожалению, Россия, которая борется за права русскоязычных по всему миру, на своей территории уничтожает десятки коренных народов.


Кажущаяся монолитность

О эрзянах мы немного знаем под именем мордва. И хотя существует даже Мордовия в составе Российской Федерации, но самого такого народа - мордовского самом деле нет. Есть два похожих этноса - эрзяне и мокша, которые якобы его творят. Но они настолько похожи, насколько и различаются. Зато российские централизаторы решили объединить их в один народ. (Разумеется, на бумаге, потому что в жизни не получится: не сделаешь же из белорусов и украинцев нечто общее. И называют их мордвинами, хотя ни эрзяне, ни мокша так себя не называют. И уже в этом вполне проявилась пренебрежение к коренным народам, которые живут на исконной своей земле.

Но причем здесь Украина? А к тому, что этнические трудности нашей страны с ее разделением на оранжевую и бело-синюю часть - это детские игрушки по сравнению с тем, какие этнические проблемы существуют в России. Ибо, если жители Одесской, Харьковщины или Запорожье - это те же украинские крестьяне, которые просто потерпели невероятное давления ассимиляции, то Россия - это сплошные этнические осколки. И если о Татарстан, Башкортостан или Северном Кавказе мы еще слышали, то о финно-угорских народах (не угро-финских!), Чья территория расселения тянется широкой полосой на севере от Карелии и на юге - аж за Урал, почти ничего не знаем.

И причина этого в том, что это невыгодно самой России, которая всячески старается замалчивать национальные проблемы у себя дома. Итак, назовем дальних родственников венгров, которые ныне живут в России: эрзя и мокша (843 тысячи человек), удмурты (636 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми (свыше 418 тысяч), карелы (93 тыс.), ненцы (41 тысяча), ханты (28 тысяч), манси (11 тысяч). А есть еще вепсы, саамы, Бесермяне, Нганасаны, ижорцы, энцы, водь. Все эти финно-угорские народы, когда попали в российские границы, начали испытывать невероятное давление и ассимиляцию. Таккю мощную, что половина из них уже на грани исчезновения.

Конечно, можно отмахнуться от проблем эрзян или карел, сваливая все на несоспособность этих народов к некоей «полноценной» жизни, если бы не одно «но». Почему-то их «братья» по происхождению и языку - венгры, финны или эстонцы, имеют не только свои государства, но и полное уважение в мире. Никому в голову не придет назвать их в чем «неполноценными» или «неисторическими».

Не повезло только тем финно-уграм, которые оказались в России, а точнее - в самом ее сердцевине. О небывалом размер ассимиляции последних лет красноречиво свидетельствуют цифры: от переписи 1989 года до 2002 года эрзяне и мокша потеряли почти четверть своего количества. За 13 лет - 300-400 тысяч! Это выглядит очень странно и подозрительно, потому что на протяжении ХХ века количество этого народа практически не менялась, колеблясь в пределах 1 миллиона 200 тысяч человек.

Ответ прост: Россия взяла курс на тотальное уничтожение всякой национальной самобытности и создания из различных народов, ее населяющих, «русского человека». Не этим ли объясняется тот вопиющий факт, что на миллионы украинцев , которые там живут, нет ни одной (!) Украинский школы, когда в то же время в Украине работают сотни российских?

Ассимиляция делается, конечно, не открыто, но умело и целенаправленно. Например, в детский сад полностью эрзянского села пришлют русский воспитательницу, которая общается с детьми исключительно на русском. Самые ощутимые потери - в образовательной сфере. Присутствующие на круглом столе в Киеве отмечали, что еще сами ходили в эрзянский школы, где все предметы преподавались на родном языке. Теперь о таком абсолютное большинство эрзян даже не может помечтать - детям предлагают учить родной язык ... факультативно, после уроков! Вот бы где Табачнику поупражняться в защите прав национальных меньшинств на образование на родном языке. Почему государственный язык в России один-единственный- русский, и вступительные экзамены все сдают только на нем, а не родном.



Нармунь гай

Сборник стихов известного эрзянского поэта Дмитрия Таганова на родном языке издали в Киеве (в России возникли проблемы с изданием, так как это не соответствует общему государственному курсу на Воскрешение империи). Чтобы дать представление о эрзянскои языке, процитирую несколько строк из упомянутого сборника «Седейсе Тарка» (Место в сердце: «Ушосонть Валдо. Нармунь рощу. Сась мане чадиковонь лембесь. Кенярксс ваясь седес - вай! Парос кемемась цецякс вельмесь ».

Я намеренно прибег к цитированию, чтобы показать, что эти языки не имеют ничего общего с русским. Как и у венгров, в эрзянском языке нет родов и союзов или предлогов. Это совсем другая культура, совершенно другой мир. До 18 века в эрзян было даже свое самобытное письмо - «тешкс», натуральные иероглифы, которыми теперь разве что значат кресты на могилах. В 1930-ых годах эрзянский интеллигенция внедряла латинский шрифт, им же написана первая Конституция Мордовской АССР. Но уже в 1937-м коммунисты силой перевели их на кириллический. Но и сейчас около сорока писателей творят литературу эрзянском языке, хотя знают: большинство их братьев по перу были убиты в год изменения шрифта - 1937 год. Об этом позаботились органы НКВД - многомиллионная мордва с латиноязычным письмом в каких-то 300 км от Москвы - это нечто очень невероятное даже для экспериментаторов-большевиков.

Нам, которые никогда не видели российских финно-угров, кажется, что это какие отсталые народы. Все они будто на одно лицо: что башкиры, что татары, мордва, что удмурты или коми. А в действительности это далеко не так. Потому что эрзяне никогда не были мусульманами, хотя многие века были западной границей Казанского ханства. До вхождения в Российскую империю (17-18 века) у них была народная, монотеистическая религия. Лишь во времена Григория Сковороды их сделали преимущественно православными - не без помощи выпускников Киево-Могилянской академии. Православными они остаются по сей день. Хотя академик Мокшин настаивает, что за века проникновения Церкви в эрзянский среду выработался определенный симбиоз - «мордовское православия», которое заметит каждый, кто посещает места Серафима Саровского - самая пустынь Саров также находится на территории Мордовии.

Когда я на круглом столе по случаю Дня эрзянского языка рассматривал этих людей, то был поражен. Но вместо воображаемых смуглых лиц юга, видел свитловолосых и светлоглазых гостей с правильным русским языком, которых я бы никогда не отличил от этнического россиянина. А между тем они решительно уверяли: «Мы - не русские. Мы - эрзяне ».

Понятное дело, что российские власти это беспокоит. Однако вопреки всему, национальное сознание растет даже в нелегких условиях современной России. Поэтому сейчас там можно встретить не только русских националистов, но и эрзянских патриотов, которые имеют собственные проекты воссоздания эрзянской Земли в современном Поволжье.

Многое мне прояснил альбом «Мордовский народный костюм», который я посмотрел на круглом столе. Когда на меня стали смотреть с фотографий русые люди в рубашках-косоворотках с штанами заправленными в характерно завязаны лапти, то я был сконфужен. Ведь примерно так в Украине представляют русский национальный костюм. А оказывается, что это одеяние ... эрзя-мордвинов.

А когда мне сказали, что Рязань - это искаженное Эрзянь, а Арзамас действительности Эрзямас - Земля эрзян, то я вообще задумался об этногенезе того, что мы называем русским народом. За сотни лет он перемолол и вобрал в себя десятки различных народов - от Кавказа по Дальний Восток. И сколько в этом «русском» собственно осталось от Руси, центр которой был в Киеве?

1000-летие лжи

Вскоре в России будут отмечать что то вроде тысячелетия «воссоединения» мордвы с русскими. Забавно об этом читать в специально изданных цветных буклетах. Ведь тысячу лет назад не то что России, но и Москвы не было. О каком тысячелетия тогда может идти речь? Вот она, очередная великодержавная русская историческая фальшивка, «промывка мозгов», формирование нужного Кремлю стереотипа. Мол, вы с нами тысячу лет и никуда вам от нас не деться. Что скажешь, когда 1000-летие объявил «главный историк России» - Владимир Путин?

А под 1000-летие в Мордовии еще с десяток национальных школ переведут на русский язык, сократят издание книг на эрзянском или мокшанском - из сотни до десятка, вполголоса будут говорить об этих «чурки» - экстремистах и националистах. Эрзяне почти не присутствуют во власти, не услышать эрзянский и в столице Мордовии - городе Саранске. И тихой сапой искореняются народы, живущие на своей прадедовской земли. Это, кажется, в цивилизованном мире называется этноцидом. Но какое будущее российских финно-угров? Эстонский президент, который посетил их представительное собрание прошлого года в Ханты-Мансийске, посоветовал им без лишней дипломатии: хотите сохраниться, берите пример с эстонцев - добивайтесь независимости.

В Украине живет около десяти тысяч эрзян. Действует несколько их обществ. Кто из украинцев знает, что Василий Чапаев - не русский, а мордвин? Так же, как и известный российский боксер Олег Маскаев или гимнастка Светлана Хоркина. А еще - певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, историк Василий Ключевский и генерал Максим Пуркаев, летчики Алексей Маресьев и Михаил Девятаев. Патриарх Московский Кирилл, которого так восторженно приветствовали экзальтированные верующие в Киеве, тоже происходит из народа эрзя. Гундяев - типично эрзянская фамилия, и сам Кирилл не отрицает своих финно-угорских корней. Как и его далекий предшественник - Патриарх Никон, который сделал церковную реформу в 17 веке, приблизив московскую церковь к мировому православию.

Поэтому, если вам попадется на жизненном пути человек из России, не торопитесь называть его «русским». Даже если он говорит на чистом русском и похож на белокурого Есенина.
Ибо и сам Есенин однажды легкомысленно написал: «Затерялась Русь в мордве и чуди» ...


  • 1
krumza March 2nd, 2012
В этом посте больше политики, чем истории. А политика - дело гнилое.
Обидно, что такая интересная тема, как история народов Поволжья переводится в такое русло

kraevedoff63 March 2nd, 2012
Ну, Сергей я с тобой не согласен. "Политика - грязное дело" это расхожий штамп. Нам как-бы говорят, не занимайтесь политикой, зачем вам это нужно - грязное это дело.

А история народов Поволжья давно уже "в политике" по самое не хочу. В 19 веке писали о том, как пришли высококультурные славяне, и облагородили "диких финнов" (Платонов, Ключевский, Соловьев). Еще раньше, появилась необходимость в войне за "освобождение" славянских народов, т.н. "Греческий проект". На Балканы погнали тысячи "славян" забывших родной язык. В СССР главный тренд - союз братских славянских республик. Этнография, история родные дочери Политики


krumza March 2nd, 2012
Это тоже не история, а политика. Такие примеры можно приводить до бесконечности. И не только в национальном вопросе.
Что нового сказал этот автор? Россия - тюрьма народов? Уже слышали. Для чего? Догадаться нетрудно.
Я сам очень интересуюсь историей народов Поволжья. Можно сказать - это моя любимая тема. И до сих пор мне так и не повезло - не прочитал ничего путного.
Но могу сказать одно - здесь у нас столько намешано языков, генов, археологических культур, что говорить, что здесь живут русские, татары, эрзя, мокша и чуваши просто смешно. Любое из этих имён при ближайшем рассмотрении начнёт расползаться.
Лично я убеждён, что здесь живут остатки по меньшей мере 20 народов. Но это никому не интересно.
Политику на этом не сделаешь

kraevedoff63 March 2nd, 2012
А разве ты не знаешь, что "История это политика, обращенная в прошлое". Я тебе скажу больше: в моем понимании, НАУКИ - ИСТОРИЯ в природе не существует, на эту тему есть достаточно обширная литература, сие не только мое мнение. История появилась с умение врать, значительно обогатив это трудное искусство))) Именно по этому я предпочитаю называть себя "краевед", а не историк.

Так уж получилось, что именно в Украине сейчас плодятся подобные статьи. Но, сомневаюсь, что в России напечатают нечто подобное))) Мне не показалось, что автор утверждает, мол, Россия - тюрьма народов.

"Но могу сказать одно - здесь у нас столько намешано языков, генов, археологических культур, что говорить, что здесь живут русские, татары, эрзя, мокша и чуваши просто смешно. Любое из этих имён при ближайшем рассмотрении начнёт расползаться" - тогда зачем пытаться переводить топонимы? Какой смысл?)))


krumza March 2nd, 2012
В топонимике я полный ноль. Что касается Муромского городка, то в XVII веке в этих краях зафиксирован Муромский бор. А вот кто такие или что такое мурома, я не нашёл ни одного внятного определения.
Кто такие булгары по сей день неясно.Некоторые и сейчас так себя пытаются называть.
Лично я считаю, что именно Муромский городок описан у брата Юлиана. Вывод из простой реконструкции его маршрута. Пробивайте фильм - там всё расскажем. Или ищи оператора-энтузиаста на майские праздники..

kraevedoff63 March 2nd, 2012
Какой продолжительности можно снять фильм?

krumza March 2nd, 2012
Я однажды спросил одного учёного: откуда известно, что Муромский городок уничтожен в 1236 году ордами Батыя. Он сначала не понял, потом задумался, потом стал горячиться.
Пришлось порадоваться за него. Если бы с такими доказательствами он пришёл в суд, уже через пять минут судья прервал бы его словами: "По существу дела что-нибудь имеете сообщить?" и прервал прения.
Посадили бы бедолагу... В науке всё проще

kraevedoff63 March 2nd, 2012
Какой был самый сильный аргумент у историка?

krumza March 2nd, 2012
Не было у него ни единого аргумента. Город приблизительно булгарских времён, его кто-то разрушил. Тут как раз Батый удачно подвернулся... В общем "Часовню тоже я развалил?"
А ещё меня очень интересует, кто строил у нас стены из дикого камня? Такие строения были в Костычах, Канадее и предположительно в Сызрани. В своё время я обратил внимание, что строить хозпостройки из дикого камня любит мордва в Пензенской и западной части Ульяновской областей

kraevedoff63 March 2nd, 2012
На протяжении 100 лет, как считают историки, на Муранке захоронили более 5000 человек. Представляешь, сколько было похоронено жителей МГ за несколько сот лет? Где захоронения. Нашли кладбище с захоронениями по мусульманскому канону, однако сколько было могил до сих пор молчок. Где жители????? Неужели угнали? Но это редкостная глупость...Вспомни, кажется у Поливанова или Невоструева рассказано о костяках и оружии еще в 19 веке разбросанном по валам. И местные говорили, что жители УШЛИ, сразу после "взятия Казани"

krumza March 2nd, 2012
Город однозначно дозолотоордынский. Интересно, что единственная найденная монета - западноевропейский денарий. Раздолье для версий огромное - фактов-то нет. Раскопано менее процента памятника

kraevedoff63 March 3rd, 2012
По твоей версии, город скорее интернациональный?

Обрати внимание на то, что Золотаревка и МГ лежат географически в одной плоскости. Мне думается, что нашествие шло именно от Золотаревки, иначе придется утверждать, что "монголы" имели корабли)))

karl_snov March 2nd, 2012
Н-да...
Вот у меня прабабушка мордовка. А мама украинка.
Мне разорваться?

Та же фигня практически у всех моих друзей и знакомых.

Лично я не разделяю практически ничего, из того что написано в статье.
Есть объективные исторические и общественно-политические законы. Которых не в силах никто изменить.
Т.н. "малые народы" склонны к исчезновению с исторических подмостков. Увы, но это так.
Это скорее не чья-то злая воля, а закон природы.

И сейчас вопрос стоит иначе. Может ли отдельный человек как-то повлиять на эти процессы, если ему хочется остаться, к примеру, украинцем в России и чтобы его дети и внуки были украинцами?

Всё-таки это дело личное, а не государственное.

kraevedoff63 March 3rd, 2012
"Вот у меня прабабушка мордовка. А мама украинка.
Мне разорваться?"

- Зачем? Вы сами написали, что самоидентификация это дело личное.

Мне статья понравилась этнографической частью, в которой автор искренне или нет, Бог ведает, констатирует, что эрзяне, в его представлении, ничем не отличаются от "лубочных" русских. Та же одежда и та же внешность.

Закон природы тут не причем. Ключевский писал, что история России есть история земель, которые колонизируются. Он знал о чем пишет. Ключевский-мокша. Так что не закон природы, заставляет коренные народы Поволжья становиться загадочными восточными славянами, но воля и политика государства. В чем я с вами согласен, это не плохо и не хорошо. Это данность

libertarian63 March 7th, 2012
> Рязань - это искаженное Эрзянь, а Арзамас действительности Эрзямас - Земля эрзян, то я вообще задумался об этногенезе того, что мы называем русским народом

Можно еще вспомнить про гидроним Русь, Рась, Расею, Россию, Рюрик-Рарик.. Арса-Arsa-Арза-Рязань-Эрзя, эр-ра-нься - живущий на Ра=Волга, Ра ва. Про Москву, который Москов, Moska, Moska va, Мокша.... (топонимы меряно-эрзянского происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московской областях составляют 70-80%, т.е. топонимика центральной России почти полностью принадлежит Эрзе, Мере, Муроме, Мещёре, Мокше). Сотни забытых городищ и могильников Поволжья, Приволжья, Заволжья показывают, что история волжских государств и народов практически неизвестна.

kraevedoff63 March 8th, 2012
Москва, кстати, несколько измененное мокшано-эрзянское Маза кува или Маза ков, то есть "Там, где красивое место". В Москве до сих пор достаточно много "красивых" топонимов.

kraevedoff63 March 8th, 2012
А кто сказал составителям, что Муромский городок назывался Мёран?

kraeham March 10th, 2012
Ну причем здесь Татарстан, Олег?
Крылатый барс - символ Волжской Булгарии.
Ты, прям, какой-то мордовский националист :)))
Хотя всегда интересно и забавно ;)

kraevedoff63 March 11th, 2012
Паш, ну какой я националист? Тем более "мордовский". Разговариваю по-русски, думаю по-русски, воспитан советской культурой. Я-русский не славянин, русский эрзя :-)

Разве идея установить памятный знак в Ширяево исходила не из Татарстана? Если я не прав, скажи

  • 1